“Max Frei Club” – говорящее название для группы. Действительно ли творчество этого московского готического коллектива связано с творчеством Макса Фрая? Об этом, и о многом другом мы и решили поговорить с лидером группы Max Frei Club.

 

Sherhan: Расскажи для начала о проекте, его истории, и откуда взялось название?

 

Gothes Tod: Гхм... Сам проект представляет собой некое неопределенной сообщество с постоянно меняющимся количеством участников от 1 до 7 (пока что), существуем мы с 1998 года, с того момента, когда в нашей стране начало формироваться общество почитателей Макса Фрая (писателя), Все участники того времени были членами этого общества, отсюда и само название. Собственно сама музыка позиционировалась тогда как свободное приложение к книгам

 

Sherhan: То есть, можно сказать что это было некое любительство, развлечение?

 

Gothes Tod: Любительство - да, но не развлечение, скорее выход творчества.

А так, многие наши и не наши команды, проекты, и.т.д. начинают именно с любительства...

 

Sherhan: А сейчас подход к делу уже более профессиональный?

 

Gothes Tod: Мне, лично, сложно говорить о профессионализме. Что такое профессионализм? Использование дорогой аппаратуры? Или это качественный результат?

Скажем так, моя оценка естественно не объективна, но качественно музыка стала намного выше, все-таки все эти 5 лет мы работали, в том числе и на достижение наивысше-возможного качества. Да, конечно и технологии не стоят на месте и их мы тоже используем, поэтому, с этих двух точек зрения мы стали более профессиональны, чем были. Если оценивать профессионализм, как ставящиеся и достигаемые цели, то тут мы достигли многого.

 

Sherhan: А как изменилась сама музыка за время существования проекта?

Мне известны последние ваши, готические вещи. Так все и задумывалось?

 

Gothes Tod: Когда мы начинали, в нашей стране понятие "готика" было известно лишь небольшой горстке людей, в которую сами мы не входили, следовательно изначально мы даже не думали об этом. К тому звучанию, которое есть сейчас мы пришли не то что бы случайно, но неким естественным образом. просто мы делали ту музыку, которая играла в наших душах, разумах,  коррелировала с нашими настроениями, хотя некоторые ранние вещи вполне сейчас можно тоже назвать готическими.

 

Sherhan: Именно такое настроение кажется вам близким к книгам Макса Фрая? Почему? Ведь большая часть его книг совсем не депрессивная, и не меланхолична.

 

Gothes Tod: С первого взгляда, да. На самом деле депрессивность и меланхоличность, тонкой линией переплетается в книгах с юмором и веселой бесшабашностью.

Когда заканчиваешь читать очередную книгу, то вроде все хорошо, а все-таки некий небольшой комок черной грусти всегда остается где-то глубоко внутри, и не каждый может сказать из-за чего именно, я считаю, что это высший пилотаж в сфере обращения со словами. Надо сказать, что упомянутое мной уже "Общество почитателей Фрая" собралось как раз именно из тех, кто прочувствовал эту "глубину" смысла его книг. (По словам самого Фрая, именно для таких людей эти книги и предназначались)

 

Sherhan: Какова сегодняшняя жизнь Max Frei Club? Я так понимаю, сейчас группа преобразилась в дуэт?

 

Gothes Tod: Нет. Сегодня проект насчитывает 5 человек. Сейчас мы заняты работой над новым альбомом. Это будет нечто совершенно новое для нас и наверное даже вообще для нашей страны (насколько я знаю, в России такого еще никто не делал). Это будет музыкально-театральная постановка. С этим альбомом мы очень рассчитываем выйти на новый уровень, как для нас самих, так и для слушателя. Идея альбома зрела в нас довольно долго и, пожалуй, только сейчас мы готовы попробовать ее реализовать в той степени, в которой она заслуживает и, в которой этого хотим мы.

 

Sherhan:  Интересно. А можно ли уже открыть какие-то детали?

 

Gothes Tod: Некоторые... Это будет утопическая пьеса о наших тайных желаниях, о которых никто никогда не говорит и зачастую скрывает их сам от себя, в нашем случае - это тема желания власти над миром, очень актуальная в свете последних и предстоящих событий.

 

Sherhan: А это как-то связано еще с мирами Фрая?

 

Gothes Tod: Вообще, хотя последнее время мы часто отрицаем какую-либо взаимосвязь с произведениями Фрая, но косвенно она все равно остается, и приходится признавать, что многие темы у нас до сих пор перекликаются. Наверное, общая линия развития сюжета напоминает некоторые из его старых, а так же и новых произведений, но тут свою роль, наверное, играет еще и просто схожесть взглядов на такие темы. В нас самих много еще чего от Фрая осталось

 

Sherhan:  Звучит так, как будто теперь это вам уже не нравится?

 

Gothes Tod: Нет, просто если сравнивать конец 90-х и наше время, то взаимосвязь нас и Фрая стала менее открытой, но зато более глубокой. Если раньше наши произведения напрямую перекликались с книгами, а по одной композиции была написана повесть, то теперь эта взаимосвязь более тонкая и менее заметная внешне (тонкая в смысле утонченная). А отрицаем мы связь с Фраем в первую очередь из-за того, что многие ожидают от нас чего-то, где бы связь просматривалась напрямую, как этакий саундтрек к книгам и очень расстраиваются и даже начинают ругаться, когда не находят ее.

 

Sherhan: По вашей композиции была написана повесть? Как это?

 

Gothes Tod: Есть у нас одна вещь "Тихий Город" - апокалиптичная такая, 99-ого года.

По ней (под ее влиянием) была написана одноименная повесть в книге "Лабиринт Менина", собственно эта повесть завершает весь цикл книг про #EXO.

 

Sherhan: То есть среди ваших слушателей и сам Фрай?

 

Gothes Tod: Не знаю, как сейчас, но в то время - конечно был, все "общество почитателей Фрая" было своеобразным его детищем. Ему было интересно, как мы будем развиваться, после того как он вложил в нас свои идеи

 

Sherhan: А кто кроме него, вас слушает?

Это только "фрайцы" ?

 

Gothes Tod:  У нас довольно разношерстная аудитория.

Так навскидку, наш слушатель может быть:

Просто человеком, которому нравится спокойная меланхоличная музыка.

Готом. "Фрайцем" Любителем фэнтези. И вообще разнообразие огромное, я просто сейчас даже не знаю как их назвать :)

 

Sherhan: Может стоит просто сменить название, чтобы перестали искать связи?

 

Gothes Tod:  Мы подумываем над этим вопросом, периодически :)

Может вскоре так оно и будет, все покажет наш новый альбом, именно по нему мы будем мерить то, насколько мы близки к Фраю по мнению слушателей :) Хотя решающим фактором будет то, насколько мы сами по своим ощущениям будем к нему близки.

 

Sherhan: С чем бы вы сами сравнили свою музыку? Из известных групп.

То, что было последнее время, и этот новый альбом (если с ним уже есть ощущение направления).

 

Gothes Tod: Ну если брать прошлые вещи... Боюсь ошибиться...

Это Endraum, Stillife, местами Theatre of Tragedy, Still Silent. Новый альбом, это скорее будет что-то вроде Goethes Erben

 

Sherhan: TOT какого периода?

 

Gothes Tod: По музыке времени предпоследнего их альбома (склероз как называется)

 

Sherhan: Musique?

 

Gothes Tod: Да, именно :)))

 

Sherhan: Перечисленные тобой группы как раз то, что вы сами слушаете?

Что можно сказать о ваших музыкальных вкусах (или вы и вовсе слушаете только себя, как некоторые музыканты)? Насколько группа в этом плане однородна, кто определяет ее движение?

 

Gothes Tod:  Скорее это часть наших музыкальных вкусов, потому как слушаем мы гораздо больше. В этом плане мы вообще предпочитаем не зацикливаться на каких-то конкретных группах, просто есть определенные направления, которые нам нравятся, но в общем-то, наши вкусы совпадают не полностью, а только частично, расходясь от тяжелого металла, до откровенного транса... В целом, наше направление определяется именно тем, где наши вкусы и интересы сходятся.

 

Sherhan: А как насчет вкусов литературных? О Фрае мы уже немного поговорили, но давайте к нему вернемся... Какая его книга вам больше нравится и что вы думаете о сегодняшнем, "послеэховском" периоде ?

 

Gothes Tod: Если брать именно Фрая, то это книги: "Лабиринт Менина" и "Болтливый мертвец (повесть: “Книга огненных страниц”)" из еховского цикла, а вообще "Энциклопедия мифов" - это уже послееховский период.

 

Sherhan: О "Энциклопедии мифов" я слышал разные мнения среди фраевских поклонников даже. От восторженных, до совершенно разгромных. Что вам в ней нравится?

 

Gothes Tod:  У! Вообще об этой книге можно говорить очень много и долго.

Ну... Многим не она нравится потому, что она не похожа на книги "про Ехо" - она выдержана совсем в другом ключе, там нет некого "того" мира, в котором все хорошо и очень легко живется, в ЭМ - суровая наша реальность, которая растворяется мистикой. В ЭМ герой не становится сильным и могущественным внезапно сам по себе - он всего этого добивается сам своими силами и страданиями. Здесь нет легкой жизни, здесь герою приходится испытывать лишения и страдания знакомые нам, по нашей же собственной жизни. Из-за этого она "цепляет" намного сильнее,  она затягивает, ибо нам знакомы чувства героя и мы сопереживаем ему как сами себе.

 

Sherhan: Я заметил, что ты упомянул и очень тяжелую "Книгу огненных страниц"...

 

Gothes Tod: Да на самом деле я вообще упомянул именно самые эмоционально богатые произведения Фрая. Эмоции, впечатления от книги, именно это и составляет "духовную пищу" без которой человек превращается в животное. Заметь, ведь вообще отзывы о всех перечисленных мной произведениях очень противоречивы...

 

Sherhan: Да, хотя мне, например, финал Мёнина кажется очень красивым и достойным всего цикла. Какого финала ждал ты?

 

Gothes Tod:  Да, я ведь его тоже упомянул. Вопрос какого ждал от Фрая и каким бы мне хотелось его видеть. Отвечаю с конца: Именно таким и хотелось мне видеть конец :)

А вот от Фрая я такого не ожидал, я думал, что конец будет в виде хеппи-энда "И жили они жили, пока не померли" (с)

 

Sherhan:  А что ты читаешь кроме Фрая? Я, например, слышал мнения что его книги вторичны, и цитируют западных постмодернистов. Просто фраевские читатели не знакомы с оригиналом.

 

Gothes Tod:  Я вот, к сожалению, оригиналов тоже не много читал. В остальном наши литературные очень разносторонние. Я вот, например, люблю фэнтези, фантастику, готику, иногда меня заносит и в философию, хотя редко. Если приводить авторов, то, в разные времена отдавались предпочтения разным людям, от Толкиена до Коэльо, через Херберта.

 

Sherhan: А Фрай это фентези, как по твоему?

 

Gothes Tod:  Многие пытаются определить жанр Фрая, я бы вот сам не взялся, но раз уж зашел разговор, то... На мой взгляд - нет - это скорее мистика, написанная с соблюдением неких канонов фэнтези :)

 

Sherhan:  Я собственно сам всегда испытываю проблемы с определением границ фентези.

Я уже много раз выступал на эту тему... возьмусь процитировать себя... "Уж очень оно разное, фентези. Я вообще не уверен что это литературный жанр, а не литературный прием.  Может ли в фентези быть "блеск асфальта под дождем" или это выводит нас за границы жанра? Где кончается сказка или эпос, и начинается фентези? Является ли альтернативная история поджанром фентези, или нет? И если да, то с какого года, столетия, момента она перестает ей быть? Определяющим в фентези является допущение о возможности существования волшебства? Тогда где граница между фентези и мистикой? А может главное, это создание "вторичного мира"? Тогда, насколько он должен отличаться от нашего, чтобы это было фентези? Ведь каждый автор, каждой книги, так или иначе, творит свой мир, преломляя окружающее через свое восприятие.

Вопросы ©…На все эти вопросы можно дать много ответов , и, возможно, все они будут правильны в той или иной мере.  У меня этих ответов много, но какие правильные я не знаю. Потому, решаю интуитивно для каждой книги - фентези это или нет "

 

Gothes Tod: Да пожалуй мне нечео добавить к сказанному тобой.

Я не литературный критик. Хотя пожалуй фэнтези определяется не одним, каким-либо, из перечисленных тобой факторов, а их совокупностью. Данное условие является, пожалуй, необходимым, но не достаточным, иначе "Темну Башню" Кинга тоже можно было бы причислить к фэнтези. Пожалуй, как это не парадоксально, ВК Толкиена, является единственным "настоящим" представителем фэнтези, т.е. содержит все условия, для того что бы быть бесспорно причисленным к этому жанру, но тогда, если мы возьмем ВК за эталон фэнтези, то многое из того, что сейчас причисляется к этому жанру - стоит под вопросом... Скорее фэнтези - это совокупность признаков, где они составляют большинство

 

Sherhan: Кстати Тёмную Башню Кинга многие считают класикой жанра "тёмное фентези".

Ну да ладно, музыкальная тема в нашем разговоре все-таки первична и вернемся напоследок опять к ней.  Расскажи нашим читателям, где можно послушать и оценить вашу музыку и как купить ваши альбомы.

 

Gothes Tod: На данный момент некоторые наши вещи находятся в свободном доступе на нашем сайте http://music.frei.ru Именно там же можно заказать все наши диски.

Сейчас идет процесс поисков компании, которая согласилась бы издавать нас, но пока это лишь поиски и переговоры...

 

Sherhan:  Что ж ... спасибо за интересный разговор.

Ждем вестей о новом альбоме.

 

Gothes Tod: Спасибо Вам! Постараемся держать Вас в курсе :)

 


Материал подготовил: Michael V.Goncharov


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

RB2 Network. RB2 Network.

tx3 - Text Exchange Network